Воскресенье, 19.05.2024, 03:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Карпогорская ВСШ №51"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Постникова Н.Г. Тренинг "Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком"
19.04.2016, 12:51

                                                Автор: Постникова Наталия Геннадьевна,            

                                                                                                                             педагог-психолог

                                                                    МБОУ «Междуреченская средняя школа №6»

 

Тренинг

«Личностно- ориентированная модель общения взрослого с ребенком»

( по  А.В. Петровскому)

Цель : обеспечить  ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования ( психологическое здоровье ); формировать  личность ( базис личностной культуры ); развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, признание и  приятие  личности ребенка.        ПОНИМАНИЕ – умение видеть ребенка  « изнутри ». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

         ПРИЯТИЕ – безусловно, положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в этот момент или нет, признание его уникальности.

         ПРИЗНАНИЕ – прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

         ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

          Личностная  позиция педагога:  исходить из интересов ребенка .

    Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на  интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, самоанализа, самоопределения личности в целом.

  Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия  и признания личности ребенка, т. е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

 

 

1.Разминочная часть

Упражнение «Чем мы похожи»

Цели:

  • развитие наблюдательности;
  • создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе.

Необходимое время: 10 мин.

Инструкция: Я становлюсь в центр круга и приглашаю выйти ко мне одного из участников на основе какого-либо реального или предположитель­ного сходства с собой. Например: «Оксана, выйди, пожалуйста, ко мне, по­тому что у нас с тобой одинаковые имена (или мы похожи тем, что мы жители Земли и т. д.)». Оксана выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Названные признаки повторять нель­зя.

2.Основная часть

Понимание

  • Упражнение « Дорисуй»

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания друго­го человека и передавать свои собственные.

Необходимое время: 40 мин.

Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры).

Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумы­вает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. После хлопка ведущего  ри­сунок передается следующему по кругу, затем опять хлопок и т.д. Получив чужой рисунок, каждый до­рисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам.

Примерные вопросы для рефлексии:

  • Какую картину ты изначально задумала?
  • Ты смогла отразить свой замысел на бумаге?
  • Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?
  • Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?
  • Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?
  • Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?
  • Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?
  • Что ты при этом делаешь?
  • Ты хотела продолжить идею ..., или руководствовалась своими собст­венными желаниями?
  • Как ты поняла, что она задумала?
  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Обычно ты задумываешься - что от тебя хотят окружающие, или дейст­вуешь по собственному замыслу?
  • В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?
  • Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею?
  • Ты всегда точно знаешь, о чем думает, что чувствует и что хочет чело­век? 
  • «Три человека у телефона» (5 мин.)

Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.

Ход игры: Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.

Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.

3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
  • Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
  • Какие трудности возникали в ходе игры?

 

 

 

Признание

  • Упражнение  « Подкрепление ».

 

Это упражнение иллюстрирует значимость  безоговорочно положительного отношения к  ребенку. Проведение.

     Нескольким участникам одеваются на голову надписи « Поддерживать», « Соглашаться »,    « Игнорировать»,    « Не принимать всерьез», « Хвалить», « Отрицать» и  т. д. Установка : «Представьте, что в ваш коллектив пришло три бесплатных путевки  в  Париж, и вы должны  решить, кто из вас поедет, но при обсуждении вы должны относится к предложениям других так, как у них « на лбу написано ». Слова, которые вы прочтете произносить нельзя. Каждый видит слово другого, но, не видит своего».

    Вопросы для обсуждения

 

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала  у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

  Безусловно, положительное  приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

  Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.

  С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления,  игроки справились, так как понимали, что это – игра. Ребенку такое количество  негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справится с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

      Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

      Действие групповых стереотипов: если  у  человека  есть    определенный « ярлык», то отношение к нему уже строится в прямой зависимости от него; однако это не является единственной стратегией поведения – можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.

      Если в ребенке что – то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия  с другими.

ПРИЯТИЕ

  • Упражнение   «  Кружка » .

   В основе упражнения лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, а равно и человек, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными  с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

     Фабула: четверо участников занимают разное положение по отношению к предмету расположенному на столе. Глядя на кружку они поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но этого не видит другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т. д.

      В ходе беседы  субъекты приходят к выводу, что их различное описание одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия  предмета. Несхожие характеристики  зависят не от  личностных особенностей ( кто-то плохо смотрел?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.   

    На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание участников на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот     человек воспринимает предмет.

  • Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

  • Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
  • Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
  • Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
  • Руки за голову кто по утрам любит поспать.
  • Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
  • Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
  • Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
  • Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
  • Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
  •  у кого голубые глаза - трижды подмигните;
  •  тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
  • кто любит собак, должен трижды пролаять;
  •  любящие кошек скажут "Мяу!";
  • Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

3. Итог. В конце занятия

  • Упражнение  «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения:

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Ура! Выглянуло солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

4.Рефлексия.

Категория: Мои файлы | Добавил: Chugaeva
Просмотров: 1537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz